Состоялся 42-ой Международный научный семинар преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов

С 12 по 14 октября на базе Смоленского государственного университета состоялся 42-ой Международный научный семинар преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов «Математика и математическое образование: проблемы, технологии, перспективы», вдохновителем и организатором которого является Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента в области образования, автор школьных учебников по математике, алгебре и началам анализа, создатель целостной уникальной методической системы обучения математике, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Мордкович. За годы своей работы Семинар вырос в крупный научный Форум международного уровня. На его площадках в Москве и Санкт-Петербурге, в Вологде, в Калуге и Самаре, в Чебоксарах и Красноярске получили профессиональное становление десятки докторов и, наверное, не одна сотня кандидатов педагогических наук – современных методистов.

В связи с тем, что мы придаем важное значение развитию естественно-научного и в частности математического образования в регионе, наш университет дважды в 1999 г. и 2021 г. становился площадкой для проведения семинара .Одной из главных традиций многолетней ежегодной работы Семинара является взращивание целой плеяды крупных ученых-методистов: Э.Г. Гельфман, И.Г. Липатникова, Р.М. Асланов, Л.В. Шкерина, А.В. Ястребов, Ю.А. Дробышев, Т.С. Полякова, В.А. Тестов и многие другие. Только в нашем университете шесть его участников стали кандидатами наук и двое (Горбачев В.И. и Малова И.Е.) – докторами наук, авторами значимых исследований в теории и методики обучения математике, научных монографий, учебников для средней школы, учителей математики, студентов педагогических вузов.

В работе научного семинара в очно-дистанционном формате приняли участие более 160 преподавателей математики и информатики классических и педагогических университетов Российской Федерации, ведущих университетов Беларуси, Таджикистана, ученые-математики из Финляндии и Болгарии. В их число традиционно вошли представители нашего факультета: директор естественно-научного института, доктор педагогических наук, профессор В.И. Горбачев, доктор педагогических наук, профессор И.Е. Малова, кандидат физико-математических наук, доцент Ю.А. Еловикова, кандидат физико-математических наук, доцент С.В. Чиспияков, кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Малинникова, старший преподаватель Е.Н. Пузырева, аспирант кафедры М.С. Фролова.

В рамках научного семинара были предусмотрены пленарные доклады, затрагивающие важные проблемы математики и математического образования, организована работа научно-практических секций, мастер-классов известных ученых-математиков и методистов.

В ходе работы секции «Методика обучения математике и информатике в вузе и школе» были представлены результаты научных исследований преподавателей и аспирантов нашего факультета, обсуждались актуальные проблемы организации студенческих олимпиад по математике и методике ее преподавания, использования историко-краеведческого материала при обучении учителей математики, преподавания отдельных разделов математики студентам вузов,  особое внимание было уделено проблеме формирования метапредметных результатов при обучении математике в школе, делался акцент на технологии реализации требований психологии применительно к обучению математике, раскрывались вопросы организации контроля, в частности, при изучении геометрии.

Особую практическую ценность данного форума внесла встреча авторов школьных учебников по математике, докторов наук, профессоров Александра Мордковича и Павла Семенова с учителями математики и информатики, студентами педагогических направлений подготовки бакалавриата и магистратуры, с теми, кто преподает фундаментальные предметы математику и информатику подрастающему поколению.

Благодаря подобным мероприятиям предоставляется возможность их участникам живого общения с ведущими учеными в области методики обучения математике и информатике, обсуждения современных результатов, проблем методической науки, изложения и коллективного обсуждения своих научных исследований.