В рамках программы 40-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов «Развитие общего и профессионального математического образования в системе национальных университетов и педагогических вузов»состоялся мастер-класс научного руководителя семинара, Заслуженного деятеля науки РФ, лауреата премии Президента в области образования, автора линейки учебников по алгебре, алгебре и началам анализа для учащихся 7-11 классов Александра Григорьевича Мордковича и заведующей Лабораторией математики службы продвижения «БИНОМ. Лаборатория знаний», кандидата педагогических наук, доцента, члена-корреспондента Международной академии научного педагогического образования Елены Львовны Мардахаевой с учителями математики и информатики общеобразовательных организаций Брянской области и студентами физико-математического факультета.
Очно-дистанционный формат мастер-класса позволил принять участие в его работе учителям не только общеобразовательных школ г. Брянска и Брянской области, но и других регионов Российской Федерации: Калужской, Смоленской, Орловской, Московской, Ленинградской, Самарской, Ульяновской, Саратовской, Челябинской областей, Пермского края, Республики Татарстан.
Многие из учителей математики достаточно давно работают в своих школах по учебникам А.Г. Мордковича и для них чрезвычайно важно соотнести свои профессиональные действия с концептуальными взглядами автора, услышать обоснование содержания изучаемых разделов математики из его уст и сравнить со своими методическими приемами.
В содержании достаточно длительной и весьма насыщенной встречи А.Г. Мордкович выделил главные аспекты своей авторской концепции учебников: обоснованное сочетание образного и понятийного мышления учащихся, приоритет функциональной линии в изложении учебного материала, широкое использование математических моделей, бережное и последовательное формирование фундаментальных понятий алгебры, алгебры и начал анализа.
В ходе содержательной беседы с учителями А.Г. Мордкович обращался к мнению присутствующих учителей, вызывал к дискуссии по проблемным вопросам обучения математике: включения в содержание алгебры 7 класса разделов теории вероятностей и математической статистики, закономерностей модельного подхода в решении задач, о соотношении образных и понятийных представлений учащихся при изучении производной и т.д.
Вопросы формирования функциональной грамотности при обучении алгебре в современном цифровом обществе были обозначены Е.Л. Мардахаевой. Также Еленой Львовной был обоснован метод математического моделирования при определении математической грамотности, продемонстрирована структура и содержание курса алгебры с позиции целостности и системности математической науки.
Присутствующие на встрече учителя математики выразили свое воодушевление от встречи с соавторами учебников, по которым они весьма успешно работают. Им импонирует методическая система изложения многих содержательных тем. А.Г. Мордкович выразил убеждение, что такие встречи с учителями математики ему нужны для обратной связи и дальнейшего творчества.