Физико-математический факультет — один из первых в истории Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского — был основан в 1930 году как физико-математический факультет Новозыбковского госпединститута.
Физико-математический факультет является одним из самых авторитетных у населения Брянской области, его выпускники либо обучают математике, физике, информатике учащихся всех образовательных учреждений Брянщины (Лабуткин В.В., Еловская О.Е., Пупанова Т.Ю., Алтухова Ю.В., Либерова Н.П. и тысячи других уважаемых педагогов), либо стали системными программистами, специалистами в области производства и защиты информации, руководителями предприятий различных форм собственности (Подъяпольский А.Б., Дубовик И.И., Прохожаева М.А., Куропатин С.В. и сотни других крупных специалистов).
На факультете в течение 75 лет осуществляется подготовка учителей математики, физики, информатики, иностранного языка. Комбинации из двух учительских специальностей позволяют учесть любые запросы студентов в области педагогического образования. Уважение к профессии Учителя, желание готовить учителя-профессионала не только настоящего, но и будущего этапа развития России характеризует преподавательский коллектив кафедр факультета. Вместе с тем кафедры информатики и прикладной математики, алгебры, математического анализа не являются новичками в области подготовки математиков, системных программистов. Выпускники образовательных учреждений Брянской области на факультете успешно осваивают технологии программирования, создания и ведения сайтов, исследования в системе глобальных сетей. Студенты-прикладники, знатоки информационных технологий и компьютерных наук могли бы прослыть «крутыми хакерами», но процесс «взломки», порчи интеллектуальной собственности их не очень интересует.
Ежегодно около 150 выпускников образовательных учреждений Брянской области становятся студентами физико-математического факультета, общая численность студенчества факультета — около 1000 человек. Если ФМФ — 2000 характеризовался как сугубо педагогический, то физмат современный представлен специальностями«Математика», «Физика конденсированного состояния вещества», направлениями «Математика. Компьютерные науки», «Информационные технологии»,«Физика» университетского плана, магистрами образования и в ближайшее время — магистрами науки.
С 1992 года на факультете в содержании подготовки учителя выделено направление «Физико-математическое образование», позволяющее после четырех лет получить диплом бакалавра образования — диплом высшего образования. Выпуск бакалавров образования на факультете развивается в магистратуру — двухлетнее образование по математике или физике. За 10 лет функционирования магистратуры диплом магистра математического образования получили более 100 выпускников, более половины из них учатся или закончили аспирантуру, стали кандидатами наук. Магистратура педагогическая, очень авторитетная на всех шести кафедрах факультета и в студенческой среде, дополняется магистерской программой «Прикладные интернеттехнологии», магистерской программой «Комплексный анализ».
С переходом нашего ВУЗа в статус классического университета на факультете в качестве главной выступает задача развития классических университетских специальностей и направлений современного высшего образования Российской Федерации.
В качестве базовых университетских специальностей на факультете выбраны:
- специальность «Прикладная математика и информатика», направление «Информационные технологии», развивающиеся на факультете вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета,
- специальность « Математика», направление «Математика. Компьютерные науки», функционирующие на механико-математическом факультете МГУ,
- специальность «Физика конденсированного состояния вещества», направление «Физика» физического факультета МГУ.
Современный уровень специальностей и направлений ведущих факультетов Московского государственного университета является главным ориентиром развития кафедрфизико-математического факультета. Высокая квалификация студентов специальности «Прикладная математика и информатика» от первого до пятого курсов подтверждает правильность выбора факультетом фундаментальных направлений математики, физики, информатики в качестве целей высшего профессионального образования.
Ориентация на классические университетские специальности не означает преуменьшение внимания факультета к педагогическим профессиям. Современными, востребованными в университете являются педагогические специальности «Информатика и английский язык», «Физика и информатика», реализуемые на дневном и заочном отделениях, на полных и сокращенных сроках обучения. Получение высокой квалификации на любой из образовательных траекторий невозможно без материальной базы. Учебные лаборатории по всем разделам общей и экспериментальной физике, радиотехнике, компьютерные лаборатории ежегодно пополняются современными приборами, оснащаются компьютерами, соответствуют требованиям и уровню квалификации современного специалиста. На дальнейшее совершенствование компьютерной подготовки студентов направлен Информационный центр Брянского государственного университета в составе Конференц-зала, оснащенного системами мультимедиа, трех компьютерных лабораторий учебного и научного назначений, лабораторий интернет-технологий и системного администрирования.
Фундаментальный характер носят и научные направления, развиваемые на кафедрах факультета.
Современный комплексный и функциональны анализ очень эффективно развивается на кафедре математического анализа под руководством доктора физико-математических наук, профессора Ф.А.Шамояна. Норвегия, Швеция, Италия, Германия на международных конференциях высоко оценили его научные результаты. В аспирантуре по специальности «Математический анализ» обучаются лучшие студенты факультета, часть выпускников после ее окончания стали кандидатами физико-математических наук, преподавателями нашего университета, его филиала, других вузов Брянска.
На кафедре общей физики под руководством заведующего кафедрой доктора физико-математических наук, профессора В.В. Новикова развивается научное направление «Физика конденсированного состояния вещества». Подтверждением высокой научной значимости результатов исследований являются гранты РФФИ, Министерства образования и науки, созданная в университете Брянская физическая лаборатория, участие в международной конференции В.В. Новикова в Германии в 2006 году, сотрудничество с учеными Японии, США, Институтом физики Российской академии наук. Современные образовательные теории, технологии по математике общеобразовательных учреждений развиваются на кафедре методики обучения математике и информационных технологий под руководством заведующего кафедрой, доктора педагогических наук, профессора И. Е. Маловой, доктора педагогических наук, профессора В.И. Горбачева. Учебники для учащихся, студентов, учителей математики, многочисленные публикации, защиты диссертаций являются весомым результатом развивающегося научного направления. Научно значимыми являются исследования С.В.Трубникова в области компьютерного моделирования, А.А.Сидорова в области рентгеноструктурного анализа физики твердого тела, П.А.Попова в исследовании кристаллов, используемых в оптоэлектронике.
Учебная работа, научные исследования, разработка учебно-методических комплексов осуществляются на шести факультетских кафедрах. Очень значительную роль в становлении студентов всех специальностей играет общеуниверситетские кафедры педагогики (профессор А.А.Прядехо), психологии (профессор Н.В.Матяш), экономической теории (профессор А.Н.Шафронов), английского языка (доцент И.В.Барынкина), немецкого языка (доцент И.Н.Красоткина), истории и социологии (доцент В.Д.Мехедов), медподготовки (профессор Е.Н.Стратиенко), физвоспитания (доцент О.Н.Шкитырь).В учебном процессе активно участвуют заведующие кабинетами В.И. Жигалин, А.П.Коваленко, Е.С. Миненко, Е.Ю. Бондарева, Т.В. Бабошина, мастера производственного обучения, лаборанты.
Визитной карточкой факультета является демократичность его студенческой среды: в бурных дискуссиях, гласно и непредвзято обсуждаются вопросы проживания в общежитии, назначение социальной и академической стипендий, организация учебного процесса, проведение зимней и летней сессий.
Традицией факультета является вселение в общежитие всех нуждающихся студентов первого курса, их проживание в течение после-дующих четырех или пяти лет обучения.
На факультете студенты обучаются в основном на бюджетной основе — более 95% студентов имеют право получения академической стипендии за хорошие и отличные оценки на сессиях, но пользуются этим правом только 45% — трудно на 4 и 5 сдать пять экзаменов за три недели. В целом академическую или социальную стипендию получают около 60% студентов дневного отделения, более 100 из них — академическую и социальную.
Выдающиеся студенты — именные стипендиаты — добавляют к ним еще одну престижную стипендию И.Г. Петровского, Брянской областной думы, правительства.
Физико-математический факультет развивается в составе Брянского государственного университета, его выпускники нужны в школе, ВУЗе, на предприятиях и фирмах. За уровень образования, человеческой культуры, квалификацию:
- магистров Родиковой Е., Хандогиной Е., Тихоновой Т., Бугренковой Е., Старченко Е., Сахошко Н., Доронцова А., Крахмаловой А., Пехенько С., Канайкиной Е., Черненок Е.
- студентов 5 курса Быковой О., Попковой Ю., Пайко Е.
- студентов 4 курса Широковой Е., Куприной Е., Водовозовой В.
- студентов 3 курса Тужиковой Е., Волковой Ю., Леоновой А., Коптенок Е., Вяликовой С.
факультету не стыдно, более того — это наша гордость.