Горбачев Василий Иванович

Доктор педагогических наук, профессор кафедры МОМиИТ, кандидат физико-математических наук, заслуженный учитель РФ. 

Защитил кандидатскую диссертацию по специальности 01.01.06 «Математическая логика, алгебра и теория чисел» в 1986 году.

Защитил докторскую диссертацию по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (математика в системе начального, среднего и высшего образования)» в 2000 году. Доктор педагогических наук, профессор по кафедре методики преподавания математики с 2001 года.

В Брянском государственном университете работает с 1985 года на преподавательских должностях кафедры алгебры (1985 — 2004 г), кафедры методики обучения математике и информационных технологий (с 2004 года). Проводит все виды учебных занятий по дисциплинам «Алгебра и теория чисел», «Математическая логика», «Теория вероятностей», «Числовые системы», «Алгебра и геометрия», «Теория и методика обучения математике», «Элементарная математика», спецкурсы по теории конечных групп, теории формаций групп, теории развивающего обучения, деятельностной теории учения и т.д. Автор монографии «Элементы теории и общие методы решения уравнений и неравенств с параметрами» (1998 г.), имеющей Гриф УМО по педагогическому образованию РФ, монографии «Модель развивающего обучения в курсе алгебры» (2000 г.), учебного пособия для учителей «Методы решения уравнений и неравенств с параметрами» (1999 г.), пяти учебных пособий для учащихся по актуальным разделам курса математики. В научных исследованиях занимался вопросами современной алгебры — теория конечных групп, теория формаций конечных групп. В настоящее время исследует методические и технологические проблемы деятельностной теории учения, теории развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий, средств и методов измерения учебных достижений учащихся. Им разработана одна из моделей развивающего обучения по В.В.Давыдову, реализуемое в старшем звене математики общеобразовательного и углубленного уровней. В исследовании методов решения уравнений и неравенств с параметрами им выделены общие методы решения всех типов уравнений и неравенств общеобразовательного курса математики, единые и для соответствующих уравнений, неравенств с переменной. Для реализации целей обучения составлены соответствующие типы задач, разработана и апробирована методика обучения учащихся.

Научные работы

Название работыСоавторыВыходные данныеГод
Конечные группы со сверхразрешимыми локальными подгруппами. XVII Всесоюзная алгебраическая конференция, тезисы докладов. -Ч. 2. Минск. – С. 51-52.1983
Локальные F-подгруппы в конечных группах. IX Всесоюзный симпозиум по теории групп, тезисы докладов. –Москва. — С. 90.1984
Конечные группы со сверхразрешимыми локальными подгруппами. Исследование нормального и подгруппового строения конечных групп. Минск: Наука и техника. – С. 58-71.1984
Строение конечных групп с F-сепарирующими подгруппами. Доклады АН БССР. Т. 29. № 1. – С. 19-23.1985
Конечные группы с F-сепарирующими подгруппами для заданных классов групп. Известия АН БССР, сер. физ.-мат. наук. № 2. (Рукопись деп. В ВИНИТИ 11.09.84. № 6167-84 Деп.). – С. 111.1985
Конечные неразрешимые группы с сепарирующими подгруппами. Вопросы алгебры. Вып. 1. Минск: Университетское. – С. 35-39.1985
Конечные группы с дисперсивными локальными подгруппами. XVIII Всесоюзная алгебраическая конференция, тезисы докладов. –Кишинев. – С. 125.1985
Конечные группы со сверхразрешимыми подгруппами. Арифметическое и подгрупповое строение конечных групп. -Минск: Наука и техника. – С. 47-65.1986
Локальные F-подгруппы конечных групп. Вопросы алгебры. Вып. 2. –Минск: Университетское. – С. 62-72.1986
Конечные дисперсивные группы со сверхразрешимыми локальными подгруппами. X Всесоюзный симпозиум по теории групп, тезисы докладов. –Гомель. – С. 59.1986
Конечные группы с тривиальными пересечениями некоторых подгрупп.Дука Н.Г.XI Всесоюзный симпозиум по теории групп, тезисы докладов. -Свердловск. – С. 32.1987
Методические рекомендации по алгебре и теории чисел для студентов-заочников 3 курса физико-математического факультета. Брянск.: Изд-во БГПУ. – 51 с. Рекомендовано ученым советом БГПИ.1988
Конечные группы с дисперсивными локальными подгруппами. Вопросы алгебры. Вып.5. – Минск: Университетское. – С. 61-71.1989
Конечные группы с вполне факторизуемыми локальными подгруппами.Коптюх Д.Г.Перестройка и научный прогресс, тезисы докладов. –Брянск. – С. 42-43.1990
Конечные LF-группы для S формаций. Международная конференция по алгебре, тезисы докладов. –Новосибирск. –С. 26.1991
Конечные группы с тривиальными пересечениями некоторых подгрупп.Дука Н.Г.Международная конференция по теории групп. -Новосибирск. – С. 27.1991
Методы решения математических задач. Часть 1. Методические рекомендации для студентов-заочников 1 курса физико-математического факультета.Иноземцева Т.М.Брянск. : Изд-во БГПУ. – 66 с. Рекомендовано ученым советом БГПИ.1991
Конечные LF-группы для S формаций. Успехи математических наук. –Москва. – С. 153-154.1995
Конечные группы с тривиальными пересечениями некоторых подгрупп.Дука Н. Г.Вопросы алгебры. Вып. 10. –Гомель: Изд-во Гомельского университета. – С. 47-51.1996
Элементы теории и общие методы решения уравнений и неравенств с параметрами. XV Всероссийский семинар преподавателей математики педвузов, посвященный 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена, тезисы докладов. С.-Пб. – С. 27-28.1996
Развитие исследовательских умений студентов педвуза в курсе «Элементарная математика с ПРМЗ».Янченко А. П.XVI Всероссийский семинар преподавателей математики и методики ее преподавания университетов и педагогических вузов России, тезисы докладов. – Новгород. – С. 10-11.1997
Развивающее обучение и задачи с параметрами. XVI Всероссийский семинар преподавателей математики и методики ее преподавания университетов и педагогических вузов России, тезисы докладов. – Новгород. – С. 77.1997
Метод интервалов в неравенствах с параметрами. Математическое образование: традиции и современность, тезисы докладов научно-практической конференции. — Нижний Новгород,– С. 217-219.1997
Новая технология изучения функций в курсе элементарной математики. Личностно-ориентированный подход при обучении математике (содержательный и процессуальный аспекты), тезисы докладов 51-х Герценовских чтений. — С-Пб. «Образование». – С. 92-93.1998
Дифференциация учебной деятельности учащихся при решении уравнений и неравенств с параметрами.Маницкая Н. А.Личностно-ориентированный подход при обучении математике (содержательный и процессуальный аспекты), тезисы докладов 51-х Герценовских чтений. — С-Пб. «Образование». – С. 95-96.1998
Уравнения с параметрами как учебные задачи развивающего обучения. Подготовка будущего учителя к работе в классах с углубленным изучением математики, тезисы докладов XVII Всероссийского семинара преподавателей математики. – Калуга. – 109-110.1998
Логические структуры решения неравенств с параметрами.Маницкая Н. А.Проблемы теории и методики преподавания математики, физики и информатики, тезисы докладов международной конференции. – Минск. – С. 168-170.1998
К содержанию математического образования профильных классов естественно-математического цикла. Проблемы теории и методики преподавания математики, физики и информатики, тезисы докладов международной конференции. – Минск. – С. 170-171.1998
К вопросу подготовки современного учителя математики. Подготовка будущего учителя к работе в классах с углубленным изучением математики, тезисы докладов XVII Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. –Калуга. – С. 44-45.1998
Логическая структура как средство усвоения общих методов решения уравнений и неравенств с параметрами.Маницкая Н. А.Подготовка будущего учителя к работе в классах с углубленным изучением математики, тезисы докладов XVII Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. –Калуга. – С. 108-109.1998
Теория развивающего обучения в уравнениях и неравенствах с параметрами. Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам в учреждениях образования в условиях воздействия последствий аварии на ЧАЭС/ Под ред. А. С. Ткаченко. Брянск. – С. 30-35.1998
Элементы теории и общие методы решения уравнений и неравенств с параметрами.(монография). Брянск. Изд-во БГПУ. – 264 с. Рекомендовано УМО вузов РФ по педагогическому образованию №144 от 11.02.991998
Деятельностная теория учения и задачи с параметрами. Актуальные проблемы обучения и воспитания: тезисы докладов VI научно-практической конференции образовательных, профессиональных учреждений, аспирантов, студентов/ Под общей ред. С. Ф. Петрушкина. — Брянск. БГПУ. – С. 125-126.1999
Схемы ориентировочной деятельности в решении уравнений с параметрами.Маницкая Н. А.Проблемы и перспективы развития методики обучения математике: сборник научных работ, представленных на 52-е Герценовские чтения/ Под ред. В. В. Орлова. — С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. – С. 163.1999
О подготовке учителей математики инновационных учебных заведений. Школьное математическое образование на пороге XXI века, тезисы докладов международной научно-практической конференции. – Самара: Изд-во СИПКРО. – С. 179-180.1999
Методология развивающего обучения в уравнениях и неравенствах с параметрами. Содержание и методы обучения математике в школе и вузе на рубеже столетий: исторический и методологический аспекты, тезисы докладов XVIII Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. -Брянск. – С. 13-14.1999
Систематизация и структурирование учебных действий учащихся в решении задач с параметрами.Маницкая Н. А.Содержание и методы обучения математике в школе и вузе на рубеже столетий: исторический и методологический аспекты, тезисы докладов XVIII Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. –Брянск. – С. 56-57.1999
Общие методы решения уравнений и неравенств с параметрами. Математика в школе. — № 6. – С. 60-68.1999
Спецкурс по элементарной математике и современные психолого-педагогические теории. Содержание и методы обучения математике в школе и вузе на рубеже столетий: исторический и методологический аспекты, тезисы докладов XVIII Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. –Брянск. – С. 124-125.1999
Развитие алгоритмической культуры в курсе алгебры средней школы. Совершенствование образовательного процесса как социально-экономическая проблема, тезисы докладов VII международной научно-практической конференции преподавателей общеобразовательных профессиональных учреждений, аспирантов, студентов. –Брянск. – С. 176-1772000
Модель развивающего обучения в курсе алгебры средней школы(монография). Брянск: Изд-во БГПУ. – 266 с.2000
Развивающая модель в содержании школьного курса математики. Педагогика. — №5. – С. 33-362000
Общие методы решения уравнений и неравенств с параметрами не выше второй степени. Математика в школе. — № 2. – С. 61-68.2000
Учебные задачи в уравнениях с параметрами. Теория и практика преподавания математики и информатики. Вып. 1. -Иркутск. — С. 131-146.2000
К вопросу о связи теорий В. В. Давыдова и П. Я. Гальперина. Начальное образование ХХI века/ Межвузовский сборник научно-методических статей. –Брянск: Изд-во БГПУ. – С. 168-172.2000
Решение уравнений и неравенств с параметрами в теории учебных задач. Совершенствование качества образования по курсам математики в современной школе, материалы VII межрегиональной научно-практической конференции преподавателей школ, инновационных учебных заведений и вузов. –Иркутск. — С. 72-73.2000
Проблема преемственности начального и среднего математического образования. Начальное образование на пороге XXI века: проблемы и перспективы, материалы Всероссийской научно-практической конференции. –Тула. – С. 35-362000
К вопросу о связи теорий В.В.Давыдова и П.Я.Гальперина. Начальное образование XXI века: Межвузовский сборник научно-методических статей/Под общ. ред. Р.И.Желбановой, А.П.Тонких.-Брянск:изд-во БГПУ.-с.168-1722000
О развитии идей А.Г.Мордковича. Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки будущих учителей математики в педвузах: прошлое, настоящее, будущее: Труды всероссийского научного семинара преподавателей математики педвузов.- Москва: МГПУ.-с.120-1212000
Факультативный курс углубленного изучения математики средней школы. Всероссийская конференция «Математика и общество.Математическое образование на рубеже веков».-М.:МЦНМО.-с.100-1042000
Технология развивающего обучения в уравнениях и неравенствах с параметрами. Брянскому государственному педагогическому университету имени академика И.Г.Петровского-70 лет: сборник научных трудов. — Брянск: Издательство БГПУ. – с.51-572000
Проблемы становления предметной технологии обучения.Прокопенко Н.В.Материалы IX Международной научно-практической конференции, Брянск, Издательство БГУ.2002
Развертывание линии уравнений школьного курса математики с позиции теоретического типа мышления.Симановский А.А.Материалы IX Международной научно-практической конференции, Брянск, Издательство БГУ.2002
Технология обучения математике и проблемы ее становления. С.-Петербург, издательство Российского пед. университета.2002
Проектирование линии уравнений в курсе алгебры образовательных учреждений. Тверь, Издательство Тверского пед. университета.2003
Проблемы внедрения компьютерных технологий обучения студентов. Вестник БГУ, №1: Психология: Образование. Педагогика.2004
Проблемы развития тестовых технологий в обучении математике Вестник БГУ. №1. –РИО БГУ.2005
Теоретические и технологические закономерности учебной работы студентов специальности «Прикладная математика» в глобальной сети InternetТрубников С.В.Вестник БГУ, №4. –РИО БГУ.2005
Проектирование методических линий общеобразовательного курса алгебры и начал анализа в содержании учебной деятельности. Юбилейный сборник статей профессоров БГУ, РИО БГУ.2005
Структура действий учащихся в обучении математике с позиции деятельностной теории учения. Проблемы подготовки учителя математики к преподаванию в профильных классах. Материалы XXV Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. – Киров, М.: Изд-во ВятГГУ, МГПУ.2006
Закономерности поэтапного формирования умственных действий в математической деятельности. Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 8. Калуга: Издательство КГПУ им. Циолковского.2006
Формирование и развитие учебных действий в математической деятельности учащихся.Волокина Н.В., Кулакова Г.А., Хандыго В.Г.Вестник БГУ: Психология. Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Частные методики. – № 1, БГУ.2006
Проектирование дискретных математических моделей в системе языков программирования.Трубников С.В.Вестник БГУ, — №8, БГУ.2006
Методическая система обучения математике в концепции профильного обучения. Вестник Брянского госуниверситета.№1.2007
Технология формирования учебной деятельности на уроках математики начальной школы.Петюкова Ю.В.Вестник Брянского госуниверситета.№1.2007
Концептуальные положения образовательного маркетинга в сети Internet.Трубников С.В.Вестник Брянского госуниверситета.2008
Формирование методологической культуры магистров физико-математического образования. Проблемы математического образования. Материалы международной научно-методической конференции. – Черкассы, Украина.2009
Технология формирования исследования целых рациональных неравенств стандартного вида в системе электронной презентации.Мануилов В.И.Математическое образование: Непрофильные специальности. Моделирование. Информационные технологии: сборник трудов IV Международной научной конференции «Математика. Образование. Культура», 21-24 апреля 2009 г., Россия, г. Тольятти / под общ. ред. Р.А. Утеевой. В 3-х ч. Ч. 3. – Тольятти: ТГУ. – 179 с.2009
Технология формирования действия по решению целых рациональных уравнений стандартного вида разложением на множители в системе электронной презентации.Гегеле Д.Ф.Математическое образование: Непрофильные специальности. Моделирование. Информационные технологии: сборник трудов IV Международной научной конференции «Математика. Образование. Культура», 21-24 апреля 2009 г., Россия, г. Тольятти / под общ. ред. Р.А. Утеевой. В 3-х ч. Ч. 3. – Тольятти: ТГУ. – 179 с.2009
Технология формирования действия по решению систем рациональных уравнений стандартного вида с помощью электронной презентации.Кирюхина Н.Ю.Математическое образование: Непрофильные специальности. Моделирование. Информационные технологии: сборник трудов IV Международной научной конференции «Математика. Образование. Культура», 21-24 апреля 2009 г., Россия, г. Тольятти / под общ. ред. Р.А. Утеевой. В 3-х ч. Ч. 3. – Тольятти: ТГУ. – 179 с.2009

Учебно-методические работы

Название работыСоавторыВыходные данныеГод
Методические рекомендации для студентов-заочников 3 курса по ПРМЗ (практикум по алгебре) (учебное пособие). Брянск. : Изд-во БГПУ. – 30 с. Рекомендовано ученым советом БГПИ.1987
Задачи для самостоятельного решения. Часть 2. Методические рекомендации для студентов-заочников 1 курса физико-математического факультета.Иноземцева Т.М.Брянск. : Изд-во БГПУ. – 30 с. Рекомендовано ученым советом БГПИ.1991
Задания к вступительному экзамену по математике в БГПИ.Анищенко А. Г., Воронкова З.И. и др.Брянск. : Изд-во БГПУ. – 72 с. Рекомендовано ученым советом БГПУ.1995
Методы решения уравнений и неравенств с параметрами. Пособие для учителя. Брянск. : Изд-во БГПУ. – 116 с. Рекомендовано ученым советом БГПУ1999
Факультативный курс углубленного изучения математики (программа). Брянск: Изд-во БГПУ. – 12 с. Рекомендовано ученым советом БГПУ2000
Факультативный курс углубленного изучения математики. Часть 1. Базовые понятия, общие методы решения уравнений и неравенств с параметрами. Брянск: Изд-во БГПУ.2000
Факультативный курс углубленного изучения математики. Часть 2. Алгебраические уравнения и неравенства с параметрами. Брянск: Изд-во БГПУ. – 54 с.2000
Факультативный курс углубленного изучения математики. Часть 3. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства с параметрами. Брянск: Изд-во БГПУ. – 48 с.2000
Факультативный курс углубленного изучения математики. Часть 4. Уравнения и неравенства с параметрами и переменной под знаком модуля. Брянск: Изд-во БГПУ. – 46 с.2000
Алгебра. Методические рекомендации для студентов-заочников 1 курса физико-математического факультета.Сорокина М. М.Брянск: Изд-во БГУ.-56 с.2002
Математическая логика. Пособие для студентов спец. «Математика» пед. и классич. университетов. Брянск: Изд-во БГУ.2002