Учитель иностранного языка – это педагог, обучающий языковым знаниям, умениям и навыкам в области фонетики, лексики и грамматики иностранного языка в средней школе. Он преподает иностранный язык как средство межкультурного общения, как способ познания достижений отечественной и мировой культуры, готовит учеников к толерантному восприятию иного мироощущения, к пониманию условности национальных стереотипов и предрассудков, то есть к признанию равноправия и равноценности культур и существования общечеловеческих ценностей.
Профильные задачи учителя иностранного языка можно представить в виде развития следующих компетенций у учащихся:
- Лингвистической (языковой): знание системы иностранного языка и правил оперирования языковыми средствами в процессе коммуникативной деятельности;
- Речевой (дискурсивной): способность адекватно использовать языковые средства для построения высказываний и текстов в соответствии с нормой иностранного языка в устной и письменной речи;
- Социолингвистической: способность использовать языковые средства в соответствии с ситуацией общения;
- Социокультурной: способность применять знания о национально-культурных особенностях стран, в которых говорят на преподаваемом иностранном языке;
- Стратегической: умение отобрать и использовать наиболее эффективные способы и приемы решения различных коммуникативных задач.
Роль учителя иностранного языка в учебном процессе особенно важна. Он прежде всего является партнером по общению, режиссером на уроках, создает атмосферу доброжелательности, устраняет психологические барьеры, создает положительную мотивацию общения. Учитель использует те методические и дидактические приемы, которые способствуют формированию у учащихся желания, потребности в высказываниях, общении друг с другом, обмене мнениями о прочитанном, услышанном или увиденном.
Став учителем иностранного языка, можно найти работу не только в сфере общего образования, но и в частных языковых школах, образовательных центрах для детей дошкольного возраста и в качестве персонального репетитора.