Методист в образовании – это специалист, который выполняет функций по организации эффективной педагогической и культурной деятельности в образовательных учреждениях.
В круг обязанностей данного специалиста входит выполнение целого спектра задач, которые можно определить следующим образом:
- Технологическая задача. Именно она является специфической, характерной только для методической деятельности, и не входит в набор профессиональных задач никакого другого специалиста. Сущность этой задачи заключается в переводе отрефлексированной деятельности педагога в педагогический опыт, оформленный в виде технологии. Педагогическая задача. Мотивировать педагогов к саморазвитию, создавать условия для их обучения и профессионального роста.
- Исследовательская задача. Данная задача в деятельности методиста вызвана тем, что у педагогов и управленцев образовательных учреждений при реализации инновационной деятельности возникает целый ряд специфических затруднений. Необходимо проведение исследований эффективности реализуемых программ, особенностей деятельности коллектива, психологических характеристик развития учащихся. Возникает необходимость моделирования новых форм функционирован6ия и развития образовательного учреждения.
- Экспертная задача. В процессе деятельности современного образовательного учреждения и отдельно педагога создается большое количество продуктов – образовательные программы, авторские курсы, электронные образовательные ресурсы, методические материалы. Качество данных продуктов нуждается в экспертной оценке. При организации экспертной оценки методист выступает в роли носителя критериев качества, создавая условия, чтобы данные критерии постепенно становились точкой отсчета для самих педагогов.
- Управленческая задача. Главное отличие при решении данной задачи методистом в отличие от деятельности директора и его заместителей – управление не людьми, а процессами и методическим знанием.
На рынке труда работа методиста весьма востребована. В любой образовательной системе требуется человек этой профессии. Чем выше учреждение по иерархической лестнице в образовательной системе, тем больше требований предъявляется к будущему сотруднику. Помимо этого, фактически во всех городах есть государственный кабинет методистов и методические центры, где могут осуществлять свою профессиональную деятельность данные специалисты.