ИТ-консультант

IT-консультант — это специалист, работающий на стыке нескольких областей – IT, экономики и менеджмента. Основная его задача — понять, что могут дать информационные технологии бизнесу: разобраться в том, что необходимо автоматизировать, какой будет в результате эффект, выбрать подходящее IT-решение и реализовать его. ИТ-консультант выступает посредником между бизнесом и ИТ-специалистами. В его задачи входит анализ бизнес-процессов, их оптимизация, разработка технического задания на автоматизацию бизнес-процессов, подбор соответствующих готовых решений или участие в разработке ТЗ на уникальное ИТ-решение для конкретного бизнеса, а также внедрение и отладка информационных систем.

ИТ-консультант должен понимать что такое ядро информационной системы, уметь выбрать из него то, что необходимо для какого-то конкретного бизнеса. Затем эти отобранные элементы он настраивает под задачи и процессы бизнеса. Для настройки не требуется использовать языки и специальные средства программирования.

ИТ-консультант должен также уметь вести переговоры с заказчиком, добиваться взаимопонимания. У заказчика обычно есть самое общее представление о том, чего он хотел бы, скажем, какие операции должны выполняться быстрее. Консультант же должен понять, как он может решить проблемы заказчика. Поначалу у заказчика и исполнителя довольно смутное представление о том, что же необходимо сделать. 

Требования к системе, которые обеспечат потребности заказчика, постоянно уточняются: сначала создается прототип, незаконченный вариант системы — заказчик его оценивает, говорит, чего бы еще хотел, — идет уточнение требований, затем этот цикл повторяется.

Взаимодействие заказчика и исполнителя осуществляется в течение всего проекта. И одна из основных проблем — управление требованиями к системе: изменения, которые появляются, необходимо постоянно упорядочивать, иначе они разрушат саму систему.

ИТ-консультант могут работать в консалтинговых компаниях и в IT-подразделении какой-то компании – производственной, торговой, сервисной. Вне зависимости от места работы, задачи ИТ-консультанта: донести до руководства компании информацию о том, что можно получить от IT-технологий, как их внедрить, сколько это будет  стоить, какого результата имеет смысл ожидать. В случае работы консультанта внутри компании, возникают дополнительные задачи – организовать эксплуатацию установленных решений.