Get Adobe Flash player
Меню

Малова Ирина Евгеньевна

IMG_9584Ф.И.О.: Малова Ирина Евгеньевна

Дата рождения: 29.11.1952

Занимаемая должность: профессор кафедры математического анализа, алгебры и геометрии физико-математического факультета ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского».

Квалификация по диплому о высшем образовании: учитель математики на английском языке, Московский государственный педагогический институт, 1975 г.

Ученая степень: кандидат педагогических наук, тема диссертации «Обучение решению задач на геометрические преобразования в восьмилетней школе (на примере осевой и центральной симметрий)», специальность 13.00.02 – Методика преподавания математики, защита 1985 в Московском государственном педагогическом институте, доктор педагогических наук,тема диссертации «Непрерывная методическая подготовка учителя математики», специальность 13.00.08 – теория и методика профессионального образования и 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (математика), защита 2007 г. в Ярославском государственном педагогическом университете имени К. Д. Ушинского, присвоено 2008.

Ученое звание: профессор, 2010 г.

Преподаваемые дисциплины:

  • «Методология и методы научных исследований», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Теория и методика обучения и воспитания», «Методика обучения математике в системе ВО» в магистратуре на направлении 44.04.01 «Педагогическое образование», профиль «Математическое образование»;
  • «Основы научных исследований», «Методика обучения информатике», «Элективные курсы подготовки учащихся к ОГЭ по информатике» на направлении 44.03.05 «Педагогическое образование», профили «Физика» и «Информатика», «Информатика» и «Иностранный язык (английский)»;
  • «Основы научных исследований», «Методика обучения и воспитания (математика)», «Современные технологии обучения математике», «Методология обучения математике» на направлении 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Математика»;
  • Различные виды практик: производственные, педагогические, научно-исследовательские.

Повышение квалификации:

  • 21.04.2014г. по 30.04.2014г. «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» по программе «Интеграция общего и профессионального математического образования стран европейского содружества в контексте Болонского соглашения» в объеме 72 часов.
  • 13.03.2015г. по 07.04.2015г. в Брянском институте повышения квалификации работников образования по программе «Организация работы предметной комиссии при проверке развернутых ответов участников ЕГЭ по математике» в объеме 72 часов.
  • 17.05.2015г. по 22.05.2015г. в Ярославском государственном педагогическом университете имени К.Д. Ушинского по программе «Управление образовательными системами в условиях модернизации образования» в объеме 72 часов.
  • 02.05.2017г. по 04.05.2017г. в БИПКРО по программе «Совершенствование подходов к оцениванию развернутых ответов экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования экспертами предметных комиссий Брянской области в 2017 году» в объеме 18 часов.

Опыт работы:

  • c 15.08.1975 г. по 01.10.1980 г. учитель математики в средней школе № 1 г. Клинцы Брянской области;
  • c 01.10.1980 г. по 01.10.1983 г. аспирант при кафедре методики преподавания математики в Московском государственном педагогическом институте;
  • c 13.10.1983 г. по 01.11.1985 г. старший преподаватель кафедры математического анализа Брянского государственного педагогического института имени акад. И.Г. Петровского;
  • c 01.11.1985 г. по 15.02.1990 г старший преподаватель кафедры геометрии Брянского государственного педагогического института имени акад. И.Г. Петровского в связи с реорганизацией кафедр;
  • c 15. 02.1990 г. по 08.08.1996 г.  доцент кафедры геометрии Брянского государственного педагогического института имени акад. И.Г. Петровского;
  • c 08.08.1996 г. по 01.10.1998 г заведующая кафедрой геометрииБрянского государственного педагогического университета имени акад. И.Г. Петровского;
  • c 01.10.1998 г. по 01.10.2001 докторант по специальности 13.00.01 – «Общая педагогика» Брянского государственного педагогического университета имени акад. И.Г. Петровского;
  • c01.10.2001 г. по 27.05.2005 г. доцент кафедры геометрии Брянского государственного университета имени акад. И.Г. Петровского;
  • с 27.05.2005 г. по 09.09. 2008 г. доцент кафедры методики обучения математике и информационных технологий Брянского государственного университета имени акад. И.Г. Петровского в связи с реорганизацией кафедр;
  • c 09.09 2008 г. по 08.07.2013 г. заведующая кафедрой методики обучения математике и информационных технологий, с 07.11.2008 г. утверждена профессором кафедры методики обучения математике и информационных технологий Брянского государственного университета имени акад. И.Г. Петровского;
  • c 08.07.2013 г. по 01.09.2017 г. – профессор кафедры алгебры и геометрииБрянского государственного университета имени акад. И.Г. Петровского в связи с реорганизацией кафедр;
  • с 01.09.17 г. по настоящее время профессор кафедры математического анализа, алгебры и геометрии Брянского государственного университета имени акад. И.Г. Петровского.

Специализация научных исследований: методика обучения математике, информатике; подготовка учителя математики, информатики.

Общий стаж работы: 43 года (с 1975 г.)

Стаж работы по специальности: 35 года (с 1983 г.)

Сведения о научных трудах, изобретениях, открытиях, патентах, авторских свидетельствах, объектах интеллектуальной собственности, результатах интеллектуальной деятельности: автор 180 научных работ, среди которых 6 монографий (2003 (Брянск), 2006 (Брянск), 2011 (Красноярск); 2012 (Екатеринбург); 2014 (Брянск), 2016 (Брянск),), учебники по математике для школьников в составе УМК «Математика. Психология. Интеллект» (руководители Э.Г. Гельфман, М.А. Холодная), 9 учебно-методических пособий, 7 учебных пособий для студентов, 15 статей из списка ВАК. Автор Школы учителя математики по реализации личностно ориентированного обучения учащихся, которая работала при БИПКРО с 2001 по 2006 годы. Имеется свидетельство на электронный образовательный ресурс: «Организация диалога с учащимися в процессе решения вычислительных планиметрических задач на основе компьютерной анимации» (2012 г.).

Основные публикации:

  1. Малова И.Е. Непрерывная методическая подготовка учителя математики к осуществлению личностно ориентированного обучения учащихся: Монография. – Брянск: Издательство Брянского государственного университета, 2003.
  2. Реализация базовых методик математики в системе личностно ориентированного обучения: По материалам областных педагогических чтений по итогам работы школы совершенствования методического мастерства учителя математики Сост. и ред. И.Е.Малова. – Брянск: Изд-во БИПКРО, 2004.
  3. Малова И.Е. Непрерывная методическая подготовка учителя математики с позиций субъектной согласованности: Монография. – Брянск: Изд-во Брянского ИПКРО, 2006. 4. Малова И.Е., Руденкова Н.М. Как “увидеть” на уроке математики личностно ориентированное обучение? – Математика в школе. – 2007. — № 4.
  4. Малова И.Е., Руденкова Н.М., Кваша О.В., Котова И.А., Сильченко Н.А. Как “увидеть” на уроке гуманитаризацию обучения математике? – Математика в школе. – 2008. — № 7. 6. Математика. Учеб. для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 /Э.Г.Гельфман и др. – М.: Просвещение, 2004.
  5. Математика. Учеб. для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 /Э.Г.Гельфман и др. – М.: Просвещение, 2005.
  6. Математика. Учеб. для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 /Э.Г.Гельфман и др. – М.: Просвещение, 2005.
  7. Теория и методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов вузов /И.Е.Малова [и др.]. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. (Практикум для вузов).
  8. Подготовка учащихся к ЕГЭ-2010 по математике: проблемы, методические пути решения: Пособие для учителей математики учреждений среднего и профессионального образования Брянской области. /Под редакцией И.Е.Маловой – Выпуски 1, 2, 3. – Брянск: Изд-во БГУ, 2010.
  9. Международный проект развития методических систем высшего профессионального образования «Проблемы методики обучения в высшей школе»: сборник статей /Под ред. И.Е.Маловой, В.В.Пакштайте, О.С.Чашечниковой. –Брянск: Изд-во «Курсив», 2011. – 252 с.
  10. Малова И.Е. Диалог методиста со студентом, которому предстоит провести урок информатики. — Информатика в школе. – 2012. — № 1. – С.7-17.
  11. Малова И.Е. Электронный образовательный ресурс: <Организация диалога с учащимися в процессе решения вычислительных планиметрических задач на основе компьютерной анимации> Свидетельство о регистрации электронного ресурса ОФЭРНиО РАО ГАН № 18431 от 02.07.2012. Инв. номер ВНТИЦ № 50201250976 от 02.07.2012 года.
  12. Малова И.Е. Подготовка будущего учителя математики к обучению геометрии учащихся профильных классов математической направленности. – Математика в школе. – 2013. – № 9. – С.55-61.
  13. Гельфман Э.Г. и др. Алгебра: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. ­ 272 с.; Алгебра: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. ­ 272 с.
  14. Интеграция общего и профессионального математического образования стран европейского содружества в контексте Болонского соглашения: материалы Международной научно-методической конференции. – Брянск: Изд-во ООО «Ладомир», 2014. – 676 с. (Малова И.Е. – руководитель проекта).
  15. Научные основы интеграции национальных образовательных стандартов общего и высшего математического образования (Россия – Беларусь – Украина): Международная коллективная монография/Антоновская Ю.А. [и др.]; под общ. ред. проф. И.Е.Маловой. – Брянск: Изд-во ИП Огнева Т.А., 2014. – 197 с.
  16. Малова И.Е. Математическое доказательство как объект изучения. – Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Естественные, технические и медицинские науки», №4 (67) . – 2015. – С.52-55.
  17. Анищенко А.Г., Гарбузова Е.П., Малова И.Е. Памятные уроки педагогического образования, незабываемые имена и годы: монография. – Брянск: Изд-во: ИП Шуклина Т.А., 2016. – 524 с.
  18. Малова И.Е. Математическая карта ка средство планирования, обобщения и систематизации темы. – Актуальні питання природничо-математичної освіти: Збірник наукових праць.– Сумы: СумДПУ імені А. С. Макаренка, Випуск 7-8, 2016 – С. 41-47.
  19. Абатурова В.С., Малова И.Е. Условия обеспечения эффективности профессиональной методической игры как формы организации повышения квалификации учителей. – Образовательные технологии и общество, 2017, том 20 , № 3. – С.257-269.
  20. Малова И.Е., Матушкина З.П., Пенская Ю.К. Конструирование диагностических материалов, способствующих выявлению готовности будущих учителей математики к профессиональной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2017. Вып.12, С.109-117.

Сведения о членстве в научных объединениях, организациях, советах: член редколлегии журнала «Математика в школе», входящего в список ВАК; член редколлегии зарубежного научного журнала «Актуальные проблемы естественно-математического образования» (Сумы, Украина); член секции Научно-методического совета по математике Министерства образования и науки РФ

И.Е. Малова является автором теории непрерывной методической подготовки учителя математики (НМПУМ), согласно которой для того, чтобы учащиеся достигли значимых для себя результатов при изучении математики, а учителя – значимых результатов в методике обучения математике, необходимо провести следующую научно-практическую работу: 1) выявить математические затруднения учащихся (результат: выявлены математические задания, вызывающие у учащихся затруднения, определены причины выявленных затруднений); 2) разработать и обосновать методические рекомендации для учащихся по преодолению своих математических затруднений (результат: разработаны ориентировочные основы деятельности, позволяющие учащимся преодолеть свои математические затруднения); 3) провести занятия с учителями математики по использованию предложенных рекомендаций в обучении учащихся математике (результат: выявлены затруднения учителя по внедрению в практику своей работы методических рекомендаций, определены причины методических затруднений учителя); 4) разработать средства оказания учителю методической помощи по преодолению их методических затруднений (результат: обеспечена методическая успешность учителя и математическая успешность его учащихся); 5) обобщить опыт учителей по преодолению математических затруднений учащихся (результат: публикация, фиксирующая выявленные проблемы и методические решения, значимые как для теории, так и для практики обучения математике). Теория НМПУМ разработана на основе подхода субъектной согласованности, предложенного И.Е. Маловой. Ключевая идея: при разработке и принятии решений, связанных с внесением изменений в процесс методической подготовки учителя, следует обеспечить согласование субъектного взаимодействия (учителей с учащимися; преподавателя методики со студентами, изучающими методику; лектора курсов повышения квалификации с учителями) с результатами, личностно значимыми для каждого субъекта рассматриваемого процесса.