Get Adobe Flash player
Меню

Малова Ирина Евгеньевна

malovaДоктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры алгебры и геометрии Брянского государственного университета имени И.Г.Петровского. Родилась 29 ноября 1952 года в городе Клинцы Брянской области в семье учителей (мама была учителем математики, папа – учителем физики). Школу закончила с золотой медалью в 1970 году и поступила в Московский государственный педагогический институт на математический факультет, который окончила в 1975 году, получив диплом с отличием и специальность «математика на английском языке». После окончания школы работала 5 лет учителем математики в средней школе № 1 г.Клинцы Брянской области. В 1980 году поступила в аспирантуру при кафедре методики преподавания математики в МГПИ; научный руководитель профессор Василий Иванович Мишин. В 1985 году в МГПИ защитила кандидатскую диссертацию по проблеме обучения учащихся решению задач методом геометрических преобразований. С 1983 года и по настоящее время работает в Брянском госуниверситете. В 2007 году защитила докторскую диссертацию в Ярославском государственном педагогическом университете имени К.Д.Ушинского по специальностям 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (математика) и 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. И.Е.Малова является автором теории непрерывной методической подготовки учителя математики (НМПУМ), согласно которой для того, чтобы учащиеся достигли значимых для себя результатов при изучении математики, а учителя – значимых результатов в методике обучения математике, необходимо провести следующую научно-практическую работу: — выявить математические затруднения учащихся (результат: выявлены математические задания, вызывающие у учащихся затруднения, определены причины выявленных затруднений); — разработать и обосновать методические рекомендации для учащихся по преодолению своих математических затруднений (результат: разработаны ориентировочные основы деятельности, позволяющие учащимся преодолеть свои математические затруднения); — провести занятия с учителями математики по использованию предложенных рекомендаций в обучении учащихся математике (результат: выявлены затруднения учителя по внедрению в практику своей работы методических рекомендаций, определены причины методических затруднений учителя); — разработать средства оказания учителю методической помощи по преодолению их методических затруднений (результат: обеспечена методическая успешность учителя и математическая успешность его учащихся); — обобщить опыт учителей по преодолению математических затруднений учащихся (результат: публикация, фиксирующая выявленные проблемы и методические решения, значимые как для теории, так и для практики обучения математике). Теория НМПУМ разработана на основе подхода субъектной согласованности, предложенного И.Е.Маловой. Ключевая идея: при разработке и принятии решений, связанных с внесением изменений в процесс методической подготовки учителя, следует обеспечить согласование субъектного взаимодействия (учителей с учащимися; преподавателя методики со студентами, изучающими методику; лектора курсов повышения квалификации с учителями) с результатами, личностно значимыми для каждого субъекта рассматриваемого процесса. Теория НМПУМ реализована в следующих направлениях обучения учащихся математике и подготовки учителя математики: 1) разработка технологических текстов базовых методик обучения математике (методика формирования математических понятий; методика формирования математических умений; методика изучения математических теорем; методика обучения учащихся решению текстовых задач; методика обучения учащихся решению геометрических задач); 2) составление ориентировочных основ решения задач различных видов (например, решение тригонометрических неравенств; решение задач на построение циркулем и линейкой; решение задач на построение сечений); 3) разработка требований к конструированию и анализу уроков математики различных типов и способов реализации этих требований; 4) разработка системы методической подготовки учителя математики в вузе; 5) выделение характеристик сравнения личностно ориентированного обучения с традиционным и развивающим (позиция учащегося; ключевое понятие; основной образовательный источник; основная задача учителя; результат изменения личности) и разработка приемов организации личностно ориентированных уроков математики; 6) создание Школы учителя математики по реализации личностно ориентированного обучения учащихся; 7) создание дидактических средств (раздаточного материала, компьютерных презентаций, методических тетрадей) для оказания помощи учащимся в изучении математики и учителям математики в повышении уровня их методической компетентности. В настоящее время И. Е. Малова исследует затруднения учащихся в изучении информатики и разрабатывает методические решения по их преодолению; выявляет проблемы организации уроков информатики и разрабатывает способы их разрешения. Аналогичная работа ведется в связи с изучением математики в вузе. Основные публикации: 1. Малова И.Е. Непрерывная методическая подготовка учителя математики к осуществлению личностно ориентированного обучения учащихся: Монография. – Брянск: Издательство Брянского государственного университета, 2003. 2. Реализация базовых методик математики в системе личностно ориентированного обучения: По материалам областных педагогических чтений по итогам работы школы совершенствования методического мастерства учителя математики Сост. и ред. И.Е.Малова. – Брянск: Изд-во БИПКРО, 2004. 3. Малова И.Е. Непрерывная методическая подготовка учителя математики с позиций субъектной согласованности: Монография. – Брянск: Изд-во Брянского ИПКРО, 2006. 4. Малова И.Е., Руденкова Н.М. Как “увидеть” на уроке математики личностно ориентированное обучение? – Математика в школе. – 2007. — № 4. 5. Малова И.Е., Руденкова Н.М., Кваша О.В., Котова И.А., Сильченко Н.А. Как “увидеть” на уроке гуманитаризацию обучения математике? – Математика в школе. – 2008. — № 7. 6. Математика. Учеб. для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 /Э.Г.Гельфман и др. – М.: Просвещение, 2004. 7. Математика. Учеб. для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 /Э.Г.Гельфман и др. – М.: Просвещение, 2005. 8. Математика. Учеб. для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 /Э.Г.Гельфман и др. – М.: Просвещение, 2005. 9. Теория и методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов вузов /И.Е.Малова [и др.]. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. (Практикум для вузов). 10. Подготовка учащихся к ЕГЭ-2010 по математике: проблемы, методические пути решения: Пособие для учителей математики учреждений среднего и профессионального образования Брянской области. /Под редакцией И.Е.Маловой – Выпуски 1, 2, 3. – Брянск: Изд-во БГУ, 2010.