Get Adobe Flash player
Меню

Горбачев Василий Иванович

gorbachevДоктор педагогических наук, профессор кафедры МОМиИТ, кандидат физико-математических наук, заслуженный учитель РФ. Защитил кандидатскую диссертацию по специальности 01.01.06 «Математическая логика, алгебра и теория чисел» в 1986 году. Защитил докторскую диссертацию по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (математика в системе начального, среднего и высшего образования)» в 2000 году. Доктор педагогических наук, профессор по кафедре методики преподавания математики с 2001 года. В Брянском государственном университете работает с 1985 года на преподавательских должностях кафедры алгебры (1985 — 2004 г), кафедры методики обучения математике и информационных технологий (с 2004 года). Проводит все виды учебных занятий по дисциплинам «Алгебра и теория чисел», «Математическая логика», «Теория вероятностей», «Числовые системы», «Алгебра и геометрия», «Теория и методика обучения математике», «Элементарная математика», спецкурсы по теории конечных групп, теории формаций групп, теории развивающего обучения, деятельностной теории учения и т.д. Автор монографии «Элементы теории и общие методы решения уравнений и неравенств с параметрами» (1998 г.), имеющей Гриф УМО по педагогическому образованию РФ, монографии «Модель развивающего обучения в курсе алгебры» (2000 г.), учебного пособия для учителей «Методы решения уравнений и неравенств с параметрами» (1999 г.), пяти учебных пособий для учащихся по актуальным разделам курса математики. В научных исследованиях занимался вопросами современной алгебры — теория конечных групп, теория формаций конечных групп. В настоящее время исследует методические и технологические проблемы деятельностной теории учения, теории развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий, средств и методов измерения учебных достижений учащихся. Им разработана одна из моделей развивающего обучения по В.В.Давыдову, реализуемое в старшем звене математики общеобразовательного и углубленного уровней. В исследовании методов решения уравнений и неравенств с параметрами им выделены общие методы решения всех типов уравнений и неравенств общеобразовательного курса математики, единые и для соответствующих уравнений, неравенств с переменной. Для реализации целей обучения составлены соответствующие типы задач, разработана и апробирована методика обучения учащихся.

Научные работы

Название работы Соавторы Выходные данные Год
Конечные группы со сверхразрешимыми локальными подгруппами.   XVII Всесоюзная алгебраическая конференция, тезисы докладов. -Ч. 2. Минск. – С. 51-52. 1983
Локальные F-подгруппы в конечных группах.   IX Всесоюзный симпозиум по теории групп, тезисы докладов. –Москва. — С. 90. 1984
Конечные группы со сверхразрешимыми локальными подгруппами.   Исследование нормального и подгруппового строения конечных групп. Минск: Наука и техника. – С. 58-71. 1984
Строение конечных групп с F-сепарирующими подгруппами.   Доклады АН БССР. Т. 29. № 1. – С. 19-23. 1985
Конечные группы с F-сепарирующими подгруппами для заданных классов групп.   Известия АН БССР, сер. физ.-мат. наук. № 2. (Рукопись деп. В ВИНИТИ 11.09.84. № 6167-84 Деп.). – С. 111. 1985
Конечные неразрешимые группы с сепарирующими подгруппами.   Вопросы алгебры. Вып. 1. Минск: Университетское. – С. 35-39. 1985
Конечные группы с дисперсивными локальными подгруппами.   XVIII Всесоюзная алгебраическая конференция, тезисы докладов. –Кишинев. – С. 125. 1985
Конечные группы со сверхразрешимыми подгруппами.   Арифметическое и подгрупповое строение конечных групп. -Минск: Наука и техника. – С. 47-65. 1986
Локальные F-подгруппы конечных групп.   Вопросы алгебры. Вып. 2. –Минск: Университетское. – С. 62-72. 1986
Конечные дисперсивные группы со сверхразрешимыми локальными подгруппами.   X Всесоюзный симпозиум по теории групп, тезисы докладов. –Гомель. – С. 59. 1986
Конечные группы с тривиальными пересечениями некоторых подгрупп. Дука Н.Г. XI Всесоюзный симпозиум по теории групп, тезисы докладов. -Свердловск. – С. 32. 1987
Методические рекомендации по алгебре и теории чисел для студентов-заочников 3 курса физико-математического факультета.   Брянск.: Изд-во БГПУ. – 51 с. Рекомендовано ученым советом БГПИ. 1988
Конечные группы с дисперсивными локальными подгруппами.   Вопросы алгебры. Вып.5. – Минск: Университетское. – С. 61-71. 1989
Конечные группы с вполне факторизуемыми локальными подгруппами. Коптюх Д.Г. Перестройка и научный прогресс, тезисы докладов. –Брянск. – С. 42-43. 1990
Конечные LF-группы для S формаций.   Международная конференция по алгебре, тезисы докладов. –Новосибирск. –С. 26. 1991
Конечные группы с тривиальными пересечениями некоторых подгрупп. Дука Н.Г. Международная конференция по теории групп. -Новосибирск. – С. 27. 1991
Методы решения математических задач. Часть 1. Методические рекомендации для студентов-заочников 1 курса физико-математического факультета. Иноземцева Т.М. Брянск. : Изд-во БГПУ. – 66 с. Рекомендовано ученым советом БГПИ. 1991
Конечные LF-группы для S формаций.   Успехи математических наук. –Москва. – С. 153-154. 1995
Конечные группы с тривиальными пересечениями некоторых подгрупп. Дука Н. Г. Вопросы алгебры. Вып. 10. –Гомель: Изд-во Гомельского университета. – С. 47-51. 1996
Элементы теории и общие методы решения уравнений и неравенств с параметрами.   XV Всероссийский семинар преподавателей математики педвузов, посвященный 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена, тезисы докладов. С.-Пб. – С. 27-28. 1996
Развитие исследовательских умений студентов педвуза в курсе «Элементарная математика с ПРМЗ». Янченко А. П. XVI Всероссийский семинар преподавателей математики и методики ее преподавания университетов и педагогических вузов России, тезисы докладов. – Новгород. – С. 10-11. 1997
Развивающее обучение и задачи с параметрами.   XVI Всероссийский семинар преподавателей математики и методики ее преподавания университетов и педагогических вузов России, тезисы докладов. – Новгород. – С. 77. 1997
Метод интервалов в неравенствах с параметрами.   Математическое образование: традиции и современность, тезисы докладов научно-практической конференции. — Нижний Новгород,– С. 217-219. 1997
Новая технология изучения функций в курсе элементарной математики.   Личностно-ориентированный подход при обучении математике (содержательный и процессуальный аспекты), тезисы докладов 51-х Герценовских чтений. — С-Пб. «Образование». – С. 92-93. 1998
Дифференциация учебной деятельности учащихся при решении уравнений и неравенств с параметрами. Маницкая Н. А. Личностно-ориентированный подход при обучении математике (содержательный и процессуальный аспекты), тезисы докладов 51-х Герценовских чтений. — С-Пб. «Образование». – С. 95-96. 1998
Уравнения с параметрами как учебные задачи развивающего обучения.   Подготовка будущего учителя к работе в классах с углубленным изучением математики, тезисы докладов XVII Всероссийского семинара преподавателей математики. – Калуга. – 109-110. 1998
Логические структуры решения неравенств с параметрами. Маницкая Н. А. Проблемы теории и методики преподавания математики, физики и информатики, тезисы докладов международной конференции. – Минск. – С. 168-170. 1998
К содержанию математического образования профильных классов естественно-математического цикла.   Проблемы теории и методики преподавания математики, физики и информатики, тезисы докладов международной конференции. – Минск. – С. 170-171. 1998
К вопросу подготовки современного учителя математики.   Подготовка будущего учителя к работе в классах с углубленным изучением математики, тезисы докладов XVII Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. –Калуга. – С. 44-45. 1998
Логическая структура как средство усвоения общих методов решения уравнений и неравенств с параметрами. Маницкая Н. А. Подготовка будущего учителя к работе в классах с углубленным изучением математики, тезисы докладов XVII Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. –Калуга. – С. 108-109. 1998
Теория развивающего обучения в уравнениях и неравенствах с параметрами.   Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам в учреждениях образования в условиях воздействия последствий аварии на ЧАЭС/ Под ред. А. С. Ткаченко. Брянск. – С. 30-35. 1998
Элементы теории и общие методы решения уравнений и неравенств с параметрами.(монография).   Брянск. Изд-во БГПУ. – 264 с. Рекомендовано УМО вузов РФ по педагогическому образованию №144 от 11.02.99 1998
Деятельностная теория учения и задачи с параметрами.   Актуальные проблемы обучения и воспитания: тезисы докладов VI научно-практической конференции образовательных, профессиональных учреждений, аспирантов, студентов/ Под общей ред. С. Ф. Петрушкина. — Брянск. БГПУ. – С. 125-126. 1999
Схемы ориентировочной деятельности в решении уравнений с параметрами. Маницкая Н. А. Проблемы и перспективы развития методики обучения математике: сборник научных работ, представленных на 52-е Герценовские чтения/ Под ред. В. В. Орлова. — С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. – С. 163. 1999
О подготовке учителей математики инновационных учебных заведений.   Школьное математическое образование на пороге XXI века, тезисы докладов международной научно-практической конференции. – Самара: Изд-во СИПКРО. – С. 179-180. 1999
Методология развивающего обучения в уравнениях и неравенствах с параметрами.   Содержание и методы обучения математике в школе и вузе на рубеже столетий: исторический и методологический аспекты, тезисы докладов XVIII Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. -Брянск. – С. 13-14. 1999
Систематизация и структурирование учебных действий учащихся в решении задач с параметрами. Маницкая Н. А. Содержание и методы обучения математике в школе и вузе на рубеже столетий: исторический и методологический аспекты, тезисы докладов XVIII Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. –Брянск. – С. 56-57. 1999
Общие методы решения уравнений и неравенств с параметрами.   Математика в школе. — № 6. – С. 60-68. 1999
Спецкурс по элементарной математике и современные психолого-педагогические теории.   Содержание и методы обучения математике в школе и вузе на рубеже столетий: исторический и методологический аспекты, тезисы докладов XVIII Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. –Брянск. – С. 124-125. 1999
Развитие алгоритмической культуры в курсе алгебры средней школы.   Совершенствование образовательного процесса как социально-экономическая проблема, тезисы докладов VII международной научно-практической конференции преподавателей общеобразовательных профессиональных учреждений, аспирантов, студентов. –Брянск. – С. 176-177 2000
Модель развивающего обучения в курсе алгебры средней школы(монография).   Брянск: Изд-во БГПУ. – 266 с. 2000
Развивающая модель в содержании школьного курса математики.   Педагогика. — №5. – С. 33-36 2000
Общие методы решения уравнений и неравенств с параметрами не выше второй степени.   Математика в школе. — № 2. – С. 61-68. 2000
Учебные задачи в уравнениях с параметрами.   Теория и практика преподавания математики и информатики. Вып. 1. -Иркутск. — С. 131-146. 2000
К вопросу о связи теорий В. В. Давыдова и П. Я. Гальперина.   Начальное образование ХХI века/ Межвузовский сборник научно-методических статей. –Брянск: Изд-во БГПУ. – С. 168-172. 2000
Решение уравнений и неравенств с параметрами в теории учебных задач.   Совершенствование качества образования по курсам математики в современной школе, материалы VII межрегиональной научно-практической конференции преподавателей школ, инновационных учебных заведений и вузов. –Иркутск. — С. 72-73. 2000
Проблема преемственности начального и среднего математического образования.   Начальное образование на пороге XXI века: проблемы и перспективы, материалы Всероссийской научно-практической конференции. –Тула. – С. 35-36 2000
К вопросу о связи теорий В.В.Давыдова и П.Я.Гальперина.   Начальное образование XXI века: Межвузовский сборник научно-методических статей/Под общ. ред. Р.И.Желбановой, А.П.Тонких.-Брянск:изд-во БГПУ.-с.168-172 2000
О развитии идей А.Г.Мордковича.   Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки будущих учителей математики в педвузах: прошлое, настоящее, будущее: Труды всероссийского научного семинара преподавателей математики педвузов.- Москва: МГПУ.-с.120-121 2000
Факультативный курс углубленного изучения математики средней школы.   Всероссийская конференция «Математика и общество.Математическое образование на рубеже веков».-М.:МЦНМО.-с.100-104 2000
Технология развивающего обучения в уравнениях и неравенствах с параметрами.   Брянскому государственному педагогическому университету имени академика И.Г.Петровского-70 лет: сборник научных трудов. — Брянск: Издательство БГПУ. – с.51-57 2000
Проблемы становления предметной технологии обучения. Прокопенко Н.В. Материалы IX Международной научно-практической конференции, Брянск, Издательство БГУ. 2002
Развертывание линии уравнений школьного курса математики с позиции теоретического типа мышления. Симановский А.А. Материалы IX Международной научно-практической конференции, Брянск, Издательство БГУ. 2002
Технология обучения математике и проблемы ее становления.   С.-Петербург, издательство Российского пед. университета. 2002
Проектирование линии уравнений в курсе алгебры образовательных учреждений.   Тверь, Издательство Тверского пед. университета. 2003
Проблемы внедрения компьютерных технологий обучения студентов.   Вестник БГУ, №1: Психология: Образование. Педагогика. 2004
Проблемы развития тестовых технологий в обучении математике   Вестник БГУ. №1. –РИО БГУ. 2005
Теоретические и технологические закономерности учебной работы студентов специальности «Прикладная математика» в глобальной сети Internet Трубников С.В. Вестник БГУ, №4. –РИО БГУ. 2005
Проектирование методических линий общеобразовательного курса алгебры и начал анализа в содержании учебной деятельности.   Юбилейный сборник статей профессоров БГУ, РИО БГУ. 2005
Структура действий учащихся в обучении математике с позиции деятельностной теории учения.   Проблемы подготовки учителя математики к преподаванию в профильных классах. Материалы XXV Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. – Киров, М.: Изд-во ВятГГУ, МГПУ. 2006
Закономерности поэтапного формирования умственных действий в математической деятельности.   Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 8. Калуга: Издательство КГПУ им. Циолковского. 2006
Формирование и развитие учебных действий в математической деятельности учащихся. Волокина Н.В., Кулакова Г.А., Хандыго В.Г. Вестник БГУ: Психология. Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Частные методики. – № 1, БГУ. 2006
Проектирование дискретных математических моделей в системе языков программирования. Трубников С.В. Вестник БГУ, — №8, БГУ. 2006
Методическая система обучения математике в концепции профильного обучения.   Вестник Брянского госуниверситета.№1. 2007
Технология формирования учебной деятельности на уроках математики начальной школы. Петюкова Ю.В. Вестник Брянского госуниверситета.№1. 2007
Концептуальные положения образовательного маркетинга в сети Internet. Трубников С.В. Вестник Брянского госуниверситета. 2008
Формирование методологической культуры магистров физико-математического образования.   Проблемы математического образования. Материалы международной научно-методической конференции. – Черкассы, Украина. 2009
Технология формирования исследования целых рациональных неравенств стандартного вида в системе электронной презентации. Мануилов В.И. Математическое образование: Непрофильные специальности. Моделирование. Информационные технологии: сборник трудов IV Международной научной конференции «Математика. Образование. Культура», 21-24 апреля 2009 г., Россия, г. Тольятти / под общ. ред. Р.А. Утеевой. В 3-х ч. Ч. 3. – Тольятти: ТГУ. – 179 с. 2009
Технология формирования действия по решению целых рациональных уравнений стандартного вида разложением на множители в системе электронной презентации. Гегеле Д.Ф. Математическое образование: Непрофильные специальности. Моделирование. Информационные технологии: сборник трудов IV Международной научной конференции «Математика. Образование. Культура», 21-24 апреля 2009 г., Россия, г. Тольятти / под общ. ред. Р.А. Утеевой. В 3-х ч. Ч. 3. – Тольятти: ТГУ. – 179 с. 2009
Технология формирования действия по решению систем рациональных уравнений стандартного вида с помощью электронной презентации. Кирюхина Н.Ю. Математическое образование: Непрофильные специальности. Моделирование. Информационные технологии: сборник трудов IV Международной научной конференции «Математика. Образование. Культура», 21-24 апреля 2009 г., Россия, г. Тольятти / под общ. ред. Р.А. Утеевой. В 3-х ч. Ч. 3. – Тольятти: ТГУ. – 179 с. 2009

 

Учебно-методические работы

Название работы Соавторы Выходные данные Год
Методические рекомендации для студентов-заочников 3 курса по ПРМЗ (практикум по алгебре) (учебное пособие).   Брянск. : Изд-во БГПУ. – 30 с. Рекомендовано ученым советом БГПИ. 1987
Задачи для самостоятельного решения. Часть 2. Методические рекомендации для студентов-заочников 1 курса физико-математического факультета. Иноземцева Т.М. Брянск. : Изд-во БГПУ. – 30 с. Рекомендовано ученым советом БГПИ. 1991
Задания к вступительному экзамену по математике в БГПИ. Анищенко А. Г., Воронкова З.И. и др. Брянск. : Изд-во БГПУ. – 72 с. Рекомендовано ученым советом БГПУ. 1995
Методы решения уравнений и неравенств с параметрами.   Пособие для учителя. Брянск. : Изд-во БГПУ. – 116 с. Рекомендовано ученым советом БГПУ 1999
Факультативный курс углубленного изучения математики (программа).   Брянск: Изд-во БГПУ. – 12 с. Рекомендовано ученым советом БГПУ 2000
Факультативный курс углубленного изучения математики. Часть 1. Базовые понятия, общие методы решения уравнений и неравенств с параметрами.   Брянск: Изд-во БГПУ. 2000
Факультативный курс углубленного изучения математики. Часть 2. Алгебраические уравнения и неравенства с параметрами.   Брянск: Изд-во БГПУ. – 54 с. 2000
Факультативный курс углубленного изучения математики. Часть 3. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства с параметрами.   Брянск: Изд-во БГПУ. – 48 с. 2000
Факультативный курс углубленного изучения математики. Часть 4. Уравнения и неравенства с параметрами и переменной под знаком модуля.   Брянск: Изд-во БГПУ. – 46 с. 2000
Алгебра. Методические рекомендации для студентов-заочников 1 курса физико-математического факультета. Сорокина М. М. Брянск: Изд-во БГУ.-56 с. 2002
Математическая логика. Пособие для студентов спец. «Математика» пед. и классич. университетов.   Брянск: Изд-во БГУ. 2002